Нормативные документы дошкольной организации

Федеральные нормативные документы

На данный момент дети с ОВЗ в МБДОУ — отсутствуют.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является
актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением
государственной социальной политики. В России началась реализация Программы
по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных
групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам
населения относятся:
Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов,
использующих кресла-коляски)
Инвалиды с нарушением зрения и слуха
Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
Временно нетрудоспособные
Беременные женщины
Люди с детскими колясками
Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с
учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая
людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий
для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым
возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция
инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для
инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и
культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства
— приоритетная задача не только государственного, но и международного значения.
В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на
поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание
требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является
политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ
равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом
особенностей их психофизического развития.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и
качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ
принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким
образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли
обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать
с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном
поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с
ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов
деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и
физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное
внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с
ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги
должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников,
учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
закономерности психического развития,
показатели здоровья дошкольников,
психолого-физиологические особенности,
уровень общего развития,
коммуникативные особенности и речевое развитие,
эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий
обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-
инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию
индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов,
облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и
соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ
учитываются следующие принципы:
Принцип развития— Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность
личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания— Соответствие педагогического
влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности— Создание благоприятного
микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ;
обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
Принцип взаимодействия— Установление глубоких личностных отношений
между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители);
воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества— Отсутствие давления на ребенка,
доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в
сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности— Обучение умению ставить цели и
реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному
познанию у детей.

Принцип здоровьесберегающий— Забота о душевном состоянии ребенка, его
психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического
комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на
соматическое и психическое здоровье ребенка.

Предоставление услуг на объекте
Автостоянка(места)для инвалидов- имеется.
Пандус – имеется.
Адаптированные лифты- отсутствуют.
Раздвижные двери – отсутствуют.
Кнопка вызова персонала – отсутствуют.
Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — имеются.
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
В МБДОУ проводятся работы по созданию условий для организации доступной
среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам
государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида):
дошкольное воспитание;
внешкольное воспитание и образование;
среднее общее образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения
общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в
специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное
учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или
индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-
профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства
образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную,
справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа
педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь,
необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет
промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию
документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении
дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных
учреждений.